Главная | Семейное право | Сокращение штата гражданского персонала

Сокращаем штат: типичные ошибки работодателей

Однако работодатель может уволить сотрудника по п. Особенности такого увольнения мы уже рассматривали в предыдущих номерах журнала [1]. Сокращение численности или штата работников организации входит в список причин расторжения трудового договора по инициативе работодателя п. То есть работодатель вправе самостоятельно принимать решения о сокращении, однако при увольнении работников по названной норме следует соблюдать ряд правил, установленных ТК РФ и другими законодательными актами, регулирующими трудовые отношения. Так, особый правовой статус гражданских служащих прописан в Законе о гражданской службе [2] , а на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Законом о муниципальной службе [3].

Кого и как можно сократить Принимая решения об увольнениях, работодатель должен руководствоваться ст. Главные из этих преимуществ — более высокие производительность труда и квалификация. Аналогичные критерии прописаны в законах, регулирующих трудовое право отдельных категорий работников. Например, в соответствии с п. Правильность применения работодателем указанных критериев при сокращении штата может быть проверена в судебном порядке по заявлению сотрудника.

что сокращение штата гражданского персонала если

Как работодатель может доказать, что уволенный сотрудник обладал менее высокой производительностью труда и квалификацией? При увольнении по сокращению штата работодатель обязан провести анализ преимущественного права сотрудника на оставление на работе. Качественными характеристиками квалификации могут выступать документы об образовании, победы в профессиональных соревнованиях, круг обязанностей, а также выговоры и замечания, связанные с качеством выполнения работы.

сокращение штата гражданского персонала было

Анализируя производительность труда, работодатель может опираться на показатели объема работ, поощрения за выполнение плана или наказания за невыполнение. Рассмотрим в качестве примера Апелляционное определение Астраханского областного суда от Госслужащая посчитала, что при сокращении работодатель не учел ее квалификацию, уровень профессионального образования, стаж гражданской службы по специальности и высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Работодатель сумел доказать, что вынес решение об увольнении законно. Специально созданная комиссия по определению преимущественного права должностных лиц рассмотрела кандидатуру каждого увольняемого. Из протокола заседания комиссии следует, что право на замещение должностей гражданской службы в данной организации признано за сотрудниками, обладающими более высокой квалификацией и показывающих более высокие результаты деятельности. Работодатель предоставил суду служебные характеристики, личные карточки кандидатов на сокращение, доказав тем самым, что они по сравнению с увольняемой сотрудницей выполняли больший объем заданий это свидетельствовало о более высокой квалификации знаниях, умениях, навыках и опыте , и демонстрировали лучшие результаты.

Суд подтвердил, что работодатель имел все основания для увольнения подавшей иск сотрудницы по сокращению штатов. Применимо ли правило преимущества для более квалифицированного работника, если сокращаются должности с разнородными трудовыми функциями?

Удивительно, но факт! Работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения с зачетом выходного пособия. Доводы о том, что ему не предложена вакантная должность бухгалтера, не приняты судом во внимание ввиду того, что в соответствии со ст.

Правило преимущества для более квалифицированного работника действует, только если сокращаются должности, имеющие однородные трудовые функции. Трудовая функция — работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работы ст.

Одинаковые должности должны предусматривать выполнение работниками одной трудовой функции. Однако в рамках этой трудовой функции обязанности у них могут быть разными. Работодателю следует помнить, что преимущественное право должно оцениваться на основании квалификационных требований к должностям, а не исходя из круга обязанностей, выполняемых специалистом. Оценка преимущественного права дается на основании квалификационных требований к должностям, а не исходя из круга обязанностей.

Итак, сравнение квалификации и производительности труда возможно при условии, что должности одноименные и находятся в одном структурном подразделении. Рассмотрим в качестве примера Апелляционное определение Московского областного суда от Главный специалист отдела контроля за земельным и имущественным налогом администрации городского поселения была уволена по сокращению штатов и обратилась в суд, посчитав, что работодатель не принял во внимание ее преимущественное право на оставление на работе в соответствии со ст.

В управлении, где работала истица, имелись три должности главного специалиста, в двух других управлениях — по две должности. Впоследствии на базе трех управлений было создано одно, а ранее существовавшие управления стали его отделами. В каждом отделе предусматривалось по одному главному специалисту. Суд первой инстанции посчитал, что нарушений процедуры увольнения не было. Сокращение численности или штата работников является одним из таких оснований п.

Коллегия апелляционного суда не согласилась с выводом суда первой инстанции о невозможности применения положений ст. Оценка соблюдения преимущественного права оставления на работе была дана судом не на основании квалификационных требований к замещаемым должностям, а исходя из круга обязанностей специалистов, что противоречит смыслу ст. В соответствии со ст.

Эти требования устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта РФ исходя из классификации должностей муниципальной службы. Читайте также Причины, по которым сокращение могут признать незаконным В силу ч. При необходимости, эти обязанности могут быть распределены между несколькими исполнителями. При совершенствовании организации труда, внедрении технических средств, проведении мероприятий по увеличению объема выполняемых работ может расширяться круг обязанностей работника по сравнению с установленным соответствующими квалификационными характеристиками.

Работнику может быть поручено выполнение должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, родственным по содержанию равных по сложности работ, выполнение которых не требует другой специальности, квалификации, изменения должностного наименования. Из должностных инструкций главного специалиста следовало, что квалификационные требования у всех работников одинаковые: Кроме того, перечень должностных обязанностей каждого главного специалиста управления содержал и общие трудовые функции, и конкретизированные.

Так, в обязанности истицы входили сбор информации по физическим и юридическим лицам изменения в правоустанавливающих документах, оплата земельного и имущественного налога , информирование руководства о наиболее острых проблемах населения и результатах решения этих проблем. Обязанности других главных специалистов заключались в ведении реестров земельных участков, объектов недвижимости, работе с обращениями по вопросам землепользования.

Судебная коллегия пришла к выводу, что функции по сбору информации и по работе с обращениями выполняли все работники в названной должности. А поскольку обязанности истицы в данной части были не конкретизированы, это позволило сделать вывод, что она работает со всей указанной информацией. В обязанности истицы входила также организация всего делопроизводства управления и его контроль — работа, которую невозможно сделать без необходимых знаний о работе каждого сотрудника.

Более того, согласно п. Из материалов дела было видно, что во время отсутствия других главных специалистов истица выполняла их обязанности, кроме того, она имела награды и поощрения. Судебная коллегия пришла к выводу, что процедура увольнения была нарушена, поскольку работодатель не учел уровень профессионального образования, стаж службы, профессиональные знания и навыки истицы и не предоставил ей преимущественное право оставления на работе.

Специалист, обязанности которого расширились за счет функций сокращенных работников, отказался подписывать измененный договор. Можно ли его уволить по сокращению штатов? Если должность специалиста не сокращена, а только изменены его функции, то увольнять его по сокращению штатов нельзя. Пример — Апелляционное определение Брянского областного суда от Служебный контракт с экспертом организационно-контрольного отдела регионального управления Росреестра был расторгнут по п.

Из документов отдела кадров следует, что основанием для увольнения послужило уведомление об изменении должностных обязанностей.

Как правильно предлагать вакансии

Содержание и форма служебного контракта государственного гражданского служащего установлены ст. Порядок изменения таких условий предусмотрен ст. В силу требований ст. Он является составной частью административного регламента государственного органа. При рассмотрении дел о восстановлении в должности государственных служащих, уволенных при сокращении штата либо численности государственного органа п.

В частности, необходимо представить свидетельства, подтверждающие, что сокращение должности гражданской службы действительно имело место. Как следует из штатных расписаний нанимателя, должность специалиста-эксперта организационно-контрольного отдела не сокращалась. По новому должностному регламенту в данной должности были совмещены обязанности специалиста по ГО и ЧС и специалиста по мобилизационной работе. Согласно комиссионному акту нанимателя, уволенный служащий отказался от ознакомления с изменениями должностных обязанностей, но отказ от продолжения гражданской службы или согласие на ее продолжение в письменной форме получены не были.

Суд установил, что процедура сокращения в отношении истца не производилась, ему не были предложены иные вакантные должности в связи с сокращением, не рассматривалось преимущественное право увольняемого на замещение должности гражданской службы. По сути, контракт был расторгнут в связи с отказом от прохождения службы, вызванным изменением должностных обязанностей, а не по п. Как правильно предлагать вакансии Существует еще одна важная особенность процедуры сокращения — увольнение по основанию, предусмотренному п.

Предоставление вакантной должности в ином государственном органе

Работодатель обязан предложить сотруднику имеющиеся вакансии. При этом согласно п. Разберем особенности таких предложений. Обязан ли работодатель при сокращении, предлагать сотруднику вакансию в другой местности? Если такая обязанность не установлена в коллективном договоре, соглашениях или непосредственно в трудовом договоре, то работодатель не обязан предлагать сотрудникам вакансии в другой местности при сокращении штата.

Пример — Апелляционное определение Рязанского областного суда от Посчитав, что при увольнении по сокращению штата был нарушен порядок предложения вакантных мест и не были предложены высокооплачиваемые вакансии, находящиеся в другом регионе, сотрудник подал в суд, но проиграл дело. Поскольку обязанность предложения удаленных вакансий коллективным договором, соглашениями, трудовым договором в рассматриваемом случае предусмотрена не была, работодатель процедуру увольнения при сокращении штата не нарушил. Обязан ли работодатель включать в список предлагаемых вакансий места временно отсутствующих сотрудников?

Под вакантной должностью следует понимать свободную должность, то есть не занятую ни одним работником. Если должность занята временно отсутствующими работниками например, находящимися в декретном отпуске или отпуске по уходу за ребенком , то она не является вакантной, ее предлагать нельзя. Например, такой вывод содержит Апелляционное определение Саратовского областного суда от Юрист, увольняемая по сокращению, потребовала перевести ее на любую из должностей временно отсутствующих сотрудниц одна из них находилась в декретном отпуске, другая — в отпуске по уходу за ребенком.

После получения отказа она обратилась в суд. Работодатель предоставил доказательства того, что названные должности заняты: Суд установил, что работодатель не нарушил порядок увольнения и предложл истице все вакантные должности, соответствующие ее квалификации, равно как и вакантные нижестоящие должности. При увольнении гражданского служащего по сокращению штата обязан ли государственный орган предлагать ему все имеющиеся вакантные должности государственной службы?

Обязанности по предложению увольняемому государственному служащему всех имеющихся у государственного органа вакантных должностей Закон о гражданской службе не содержит. Пример доказательства — Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от Гражданская служащая была уволена по сокращению штата и обратилась в суд, посчитав, что ей были предложены не все имеющиеся вакансии, а только соответствовавшие ее квалификации и ниже. Суд отказал в удовлетворении требований истицы, приведя следующие доводы.

Служебный контракт может быть расторгнут работодателем, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности и уволен в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе п. Увольнение по этому основанию допускается, если невозможно перевести служащего с его согласия на иную должность гражданской службы ст. Отказ работника от перевода тоже является поводом для увольнения в силу ст. Согласно правовому смыслу ст. Установление вида и объема подобных гарантий, а также случаев их предоставления является прерогативой федерального законодателя, который, регламентируя порядок прекращения служебного контракта с гражданским служащим, вправе утверждать перечень оснований, увольнению по которым предшествует предложение гражданскому служащему иной должности.

Предоставлять гражданскому служащему, с которым расторгается контракт при сокращении должностей, все без исключения имеющиеся вакансии наниматель не должен, поскольку такая обязанность не закреплена в Законе о гражданской службе.


Читайте также:

  • Иск о лишении родительских прав отца образец 2017
  • Взятка сотруднику уголовного розыска
  • Оценка для ипотеки цена услуги
  • Алименты с момента установления отцовства
  • Ипотека с материнским капиталом в ставрополе