Главная | Земельные вопросы | Споры по уплате земельного налога

Судебная практика по перерасчету земельного налога

Кроме того, для целей налогообложения, помимо актов законодательства о налогах и сборах, возможно использование нормативных правовых актов иной отраслевой принадлежности. КС РФ признал, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Но при этом КС РФ обратил особое внимание на то, что нормативные правовые акты других отраслей законодательства в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами главы 31 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.

Больше материалов по теме:

Наиболее распространенные споры, связанные с исчислением и уплатой земельного налога, можно сгруппировать следующим образом: Плательщики земельного налога Согласно статье НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного бессрочного пользования или праве пожизненного наследуемого владения. С введением этой нормы главы 31 НК РФ существенным образом изменился подход к решению вопроса об основаниях возникновения статуса плательщика земельного налога.

При применении норм действовавшего до 1 января года Закона Российской Федерации от Наличие обязанности по уплате земельного налога у землевладельца и землепользователя устанавливалось исходя из того, имело ли место фактическое использование соответствующих земельных участков Постановления Президиума ВАС РФ от После введения в действие главы 31 НК РФ суды, при проверке наличия у лица статуса плательщика земельного налога, ссылаясь на статью НК РФ, исходят из того, что "государственная регистрация прав на земельный участок является единственным доказательством существования зарегистрированного права и служит основанием для исчисления земельного налога", "в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок у налогоплательщика отсутствует обязанность по уплате земельного налога" Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа далее - ФАС СЗО от Занятая судами позиция в полной мере соответствует разъяснениям, изложенным Пленумом ВАС РФ в пункте 1 Постановления N 54, где отмечено, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного бессрочного пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр. В очередной раз на основания возникновения статуса налогоплательщика земельного налога обратил внимание Президиум ВАС РФ в Постановлении от Вместе с тем и до момента вступления в силу Федерального закона от Какие документы в этом случае можно признать правоустанавливающими, порождающими обязанность уплачивать земельный налог? Как определить, относится ли имеющийся у налогоплательщика документ к правоустанавливающим?

Практика показала, что ответ на эти вопросы вызвал затруднения. По одному из дел, рассмотренных ФАС СЗО, было установлено, что предприятие на основании временного свидетельства о землепользовании от Налоговый орган, полагая, что временное свидетельство о землепользовании является документом, удостоверяющим право предприятия на земельный участок, и следовательно основанием для уплаты земельного налога, доначислил этот налог и привлек предприятие к ответственности за его неуплату.

Как указано в статье 25 ЗК РФ, право собственности, право постоянного бессрочного пользования и право пожизненного наследуемого владения земельными участками возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федерал ьными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". На основании пункта 4 статьи 8 Федерального закона N ФЗ в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, уст ановленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков Постановление Президиума ВАС РФ от В пунктах 4 и 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 54 также указано, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.

Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие указанного Федерального закона, имеют равную юридическую силу с записями в реестре. Поэтому плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного бессрочного пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом свидетельством или другими документами о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в ме сте и на момент издания такого акта.

Одним из примеров исследования и оценки судами документа, выданного землепользователю до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", на предмет возможности его признания правоустанавливающим может являться Постановление ФАС СЗО от Суды на основе анализа земельного законодательства, действовавшего в - годах, признали предоставленное организации на основании свидетельства от Следует отметить, что это Постановление ФАС СЗО содержит подробное обоснование возникновения обязанности по уплате земельного налога в - годах у организации, получившей в июне года земельные участки в безвозмездное пользование.

Немало споров вызывает норма пункта 2 статьи НК РФ , согласно которой не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Налоговые органы при доначислении земельного налога нередко оставляют без внимания необходимость проверки данного обстоятельства. Распространенной ошибкой налоговых органов, влекущей признание судами их решений незаконными недействительными , являются ситуации, при которых земельный налог неправомерно начисляется владельцу земельного участка в отношении той его части, на которой находятся объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности другим лицам Постановления ФАС СЗО от На обеспечение единства судебной практики по вопросу о том, кто и в течение какого периода должен уплачивать земельный налог при купле-продаже объектов недвижимости, направлено принятое Президиумом ВАС РФ Постановление от ВАС РФ, ссылаясь на положения пункта 1 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации далее - ГК РФ , пункта 1 статьи 35 ЗК РФ , пункта 13 Постановления Пленума ВАС РФ N 11 , указал, что к приобретателю объектов недвижимости в силу закона с момента государственной регистрации права собственности на них переходит право пользования земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что были у прежнего их собственника.

Однако, если прежний собственник объектов недвижимости пользовался земельным участком на праве постоянного бессрочного пользования, а объекты недвижимости приобретены лицом, которому согласно статье 20 ЗК РФ земельный участок на праве постоянного бессрочног о пользования предоставляться не может, это накладывает на данное лицо обязанность до установленной Федеральным законом от Поэтому, учитывая положения пункта 1 статьи 65 ЗК РФ , пункта 1 статьи НК РФ , а также пункта 1 статьи ГК РФ , согласно которым права на земельный участок подлежат государственной регистрации, являющейся в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" единственным доказательством существования зарегистрированного права, а также разъяснения, изложенные в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ N 54, Президиум ВАС РФ признал, что обязанность уплачивать земельный налог сохраняется за пр одавцом объектов недвижимости до дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Таким образом, согласно правилу, сформулированному в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ N 54, обязанность лица уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации за ним права собственности, права постоянного бессрочного пользования либо права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Электронная подпись за 1 час для:

Судами установлено, что пользователем земельного участка при определении периода, за который должен быть исчислен земельный налог, необоснованно исключен период с момента передачи участка покупателю во исполнение договора купли-продажи до момента государственной регистрации перехода к последнему права собственности на земельный участок. ФАС СЗО указал, что обязанность по исчислению и уплате земельного налога сохраняется за продавцом недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, до момента государственной регистрации прав покупателя на приобретенные объекты недвижимости, включая земельный участок.

Правильному разрешению споров по этому вопросу будет способствовать и выяснение в каждом конкретном случае правовых оснований пользования земельным участком продавцом недвижимости: Суд кассационной инстанции отметил, что пунктом 3 статьи ГК РФ предусмотрена возможность продажи недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором.

При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости. Аналогичное правило содержится в пункте 1 статьи 35 ЗК РФ , где указано, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.

Пленум ВАС РФ в пункте 14 Постановления N 11 также разъяснил, что покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования, на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка.

Особого внимания заслуживают споры, связанные с определением плательщиков земельного налога в отношении земельных участков, на которых находятся многоквартирные жилые дома, а также документов, которые могут быть признаны правоустанавливающими, достаточными для взимания земельного налога. Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения, невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В силу принципа платности землепользования пункт 7 ч асти 1 статьи 1 ЗК РФ переход земельного участка под многоквартирным домом в собственность собственников помещений в этом доме означает возникновение у них обязанности по уплате земельного налога, который относится к местным налогам и плательщиками которого признаются организации и физические лица, обладающие на праве собственности земельными участками, расположенными в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог статьи 15 , и НК РФ.

Так, в сентябре года судом рассмотрена кассационная жалоба одного из банков, в которой он утверждал об отсутствии предусмотренных пунктом 1 статьи НК РФ оснований для признания его плательщиком земельного налога в отношении земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, где находятся принадлежащие банку на праве собственности встроенные нежилые помещения. Налогоплательщик ссылался на то, что земельные участки находятся в государственной собственности; уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления не принимал решений о передаче земельных участков в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе банка; право собственности банка на земельные участки, занятые указанным недвижимым имуществом, не зарегистрировано; правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности на участки, нет.

В ходе рассмотрения дела установлено, что банк является собственником встроенных нежилых помещений на первом этаже многоквартирных жилых домов. Земельные участки под многоквартирными домами сформированы и поставлены на кадастровый учет, им присвоены кадастровые номера. Разрешая спор, кассационная инстанция исходила из того, что в соответствии с пунктом 1 статьи НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Согласно статье 16 Федерального закона от Земельный участок, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации далее - ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность соб ственников помещений в многоквартирном доме. Статьей 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме, а также земельный участок, на котором расположен дом, и иное общее имущество многоквартирного дома.

В соответствии со статьей 38 ЖК РФ при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. В части 2 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" особо указано, что государственная регистрация возникновения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией общей долевой собственности на общее имущество.

Поскольку земельные участки под многоквартирными жилыми домами, в которых находятся помещения банка, сформированы и поставлены на кадастровый учет в - годах и им присвоены кадастровые номера, эти участки с 1 марта года даты введения в действие ЖК РФ как ранее сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет перешли - после государственной регистрации возникновения права собственности на жилые или нежилые помещения в многоквартирных домах - бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в том числе банка - после приобретения по договорам купли-продажи в году в собственность нежилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на спорных земельных участках.

Суд кассационной инстанции не согласился с доводом банка о том, что приведенные положения жилищного законодательства не влекут автоматического прекращения права государственной или муниципальной собственности на земельный участок и возникновения общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку положения статьи 16 Федерального закона от Напомним, что вышеизложенный подход к возникновению права собственности на земельный участок как долю в общем имуществе касается исключительно собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах.

тем, споры по уплате земельного налога маленький

Следует обратить внимание на изменения, касающиеся понятия плательщика земельного налога, внесенные в пункт 1 статьи НК РФ Федеральным законом от Согласно новой редакции пункта 1 статьи НК РФ плательщиком налога является лицо, обладающее земельным участком, который в соответствии со статьей НК РФ признается объектом налогообложения. То есть с 1 января года организации, имеющие только земельные участки, перечисленные в пункте 2 статьи НК РФ участки, не признаваемые объектом налогообложения , не признаются плательщиками земельного налога и следовательно не должны подавать декларации по земельному налогу.

Объект обложения земельным налогом Понятие объекта обложения земельным налогом сформулировано в статье НК РФ. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга , на территории которого введен налог. Следовательно, объект налогообложения возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован.

Между тем судебной практике известно немало случаев, когда налоговыми органами не соблюдается это требование законодательства. Так, при рассмотрении кассационной жалобы ФАС СЗО установил, что земельный участок, в отношении которого налоговый орган настаивал на уплате налогоплательщиком земельного налога, не может считаться объектом налогообложения, поскольку не сформирован в соответствии с требованиями действующего земельного и градостроительного законодательства, межевание участка не производилось, границы его не установлены Постановление ФАС СЗО от По другому делу налоговая инспекция оставила без внимания то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером Из вновь образованных пяти земельных участков предприятие в проверяемый период являлось пользователем только двух, а остальные земельные участки ранее входившие в состав спорного земельного участка используются иными землепользователями.

Приняв во внимание факт прекращения существования к 1 января года земельного участка с кадастровым номером В ходе разрешения спора еще по одному делу кассационной инстанцией выяснено, что судами достоверно не установлена площадь действительно используемого организацией земельного участка, на владение и пользование которым она имеет право, в связи с чем дело передано на новое рассмотрение Постановление ФАС СЗО от Достаточно многочисленны споры, связанные с применением норм пункта 2 статьи НК РФ, в соответствии с которым не признаются объектом налогообложения: Как указано в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ, из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: В соответствии с пунктом 5 статьи 27 ЗК РФ ограниченными в обороте признаются только земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Причем следует иметь в виду, что из приведенного в названном пункте перечня таких участков, состоящего из 16 позиций, не признаются объектом обложения не все, а только прямо указанные в подпунктах 2, 3, 4 и 5 земельные участки: Понятие указанных видов земель содержится в ЗК РФ: Однако положения названных статей, как правило, содержат ссылки к нормам иных законодательных актов. Например, в отношении земель обороны в статье 87 ЗК РФ указано, что землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и или эксплуатации объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Следует обратить внимание, что земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и безопасности, земли иного специального назначения выделены в статье 87 ЗК РФ в самостоятельные виды. Выяснение вопроса о том, относится ли конкретный земельный участок к изъятым из оборота ограниченным в обороте , представляет собой в каждом случае достаточно объемное и сложное исследование.

Удивительно, но факт! Обращаясь в КС РФ, заявители указывали, что налоговая база относится к числу существенных элементов налогообложения, поэтому порядок ее определения должен быть установлен в самом НК РФ в силу его статей 17 пункт 1 и Уменьшение налоговой базы далее — налоговый вычет производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика независимо от категории земель, вида разрешенного использования и местоположения земельного участка в пределах территории Российской Федерации.

Прежде всего коллегия судей проанализировала подпункт 2 пункта 4 и подпункт 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ , содержащие понятие и виды земель, изъятых из оборота, и земель, ограниченных в обороте. Из данных норм видно, что к землям, изъятым из оборота, отнесены, в частности, земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: Ограничены в обороте земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, не охватываемые пунктом 4 названной статьи.

Из норм перечисленных правовых актов и названного Положения следует вывод, что Спецстрой России - это федеральный орган исполнительной власти, действующий в интересах обороны, а инженерно-технические воинские формирования и дорожно-строительные воинские формирования при Спецстрое России являются составной частью сил, привлекаемых к обороне.

Поскольку на основании пункта 5 указанного Положения воинские формирования и организации, входящие в их состав, по своей организационно-правовой форме могут быть федеральными государственными унитарными предприятиями или федеральными государственными учреждениями, являющимися юридическими лицами, то земельные участки, на которых расположены воинские формирования, в том числе являющиеся юридическими лицами, а по организационно-правовой форме - федеральными государственными унитарными предприятиями, могут относиться к ограниченным в обороте.

Налоговые споры по перерасчету земельного налога за прошлые периоды

В другом случае, отклоняя доводы федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" о том, что используемые им земельные участки ограничены в обороте и не облагаются земельным налогом согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ и подпункту 3 пункта 2 статьи НК РФ , обоснованные, в частности, тем, что предприятие включено в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от Названный предприятием нормативный правовой акт принят в целях реализации единой государственной политики в сфере приватизации федерального имущества в соответствии с Федеральным законом от В Законе Российской Федерации от Коллегия отклонила и ссылку предприятия на подпункт 30 пункта 11 Устава Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" , утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от Коллегия посчитала, что в правовых нормах статей 1 и 8 Закона Российской Федерации от Согласно статье 8 Закона Российской Федерации от Законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности, не допускает создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации.

Судебной коллегией ВАС РФ не приняты и ссылки предприятия на нормы Положения о системах оповещения населения , утвержденного Приказами от Отнесение земельных участков к участкам, предоставленным для обеспечения обороны и безопасности, было предметом исследования и ФАС СЗО Постановления от Анализ споров, возникающих при применении норм пункта 2 статьи НК РФ, показал, что главной их причиной являются сложности, связанные с применением используемых в данном пункте понятий, определение которых содержится в других отраслях права.

Подтверждают это как вышеприведенные судебные акты, так и следующий пример. Кассационная инстанция признала необоснованным включение налоговым органом в расчет земельного налога части земельного участка, занятого водным объектом мелиоративным каналом в составе водного фонда, и согласилась с правомерностью исключения налогоплательщиком из налоговой базы кадастровой стоимости указанного земельного участка площадью кв.

Принимая решение, суд исходил из того, что в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами. В подпункте 3 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ указано, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

К землям вод ного фонда согласно статье ЗК РФ относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.


Читайте также:

  • Земельный участок находится в аренде
  • При увольнении из уис по собственому желанию
  • Снятие с регистрационного учета авто с налогом
  • Юрист по земельным вопросам в костроме
  • Исковое заявление в суд мошенничество образец заявления
  • Что необходимо знать при покупке земельного участка
  • Взяла ипотеку 4 миллиона